Кто о чем, а патентные поверенные
о своем законе
Отродясь такого не бывало, и опять то же самое.
В.С.Черномырдин
В.А.ХОРОШКЕЕВ патентный поверенный (Москва, hvapat@gmail.com)
Внесению поправок в закон «О патентных поверенных» были посвящены два мероприятия, состоявшиеся во второй половине апреля: российско-германский семинар «Патентные поверенные. За и против саморегулирования» в ТПП РФ (17 апреля) и общероссийское совещание патентных поверенных и специалистов патентных служб, организованное Центральным советом ВОИР (26 апреля)
одновременно в Москве и Санкт-Петербурге.
Первое мероприятие каким-либо обсуждением темы не сопровождалось. Германские коллеги познакомили собравшихся с организационными и правовыми особенностями работы патентных поверенных в ФРГ. О взгляде Роспатента на дальнейшее развитие института патентных поверенных в России проинформировала И.В.Клишина председатель квалификационной комиссии Роспатента. Докладчики ответили на не очень многочисленные вопросы.
И та, и другая информация заслуживают внимания и детального разбора. Так, в ФРГ насчитывается примерно 3800 патентных поверенных, которые не разделены на более узкие специализации. Для патентного поверенного обязательным являются высшее техническое или естественнонаучное образование и наличие юридических знаний в необходимом объеме. То есть технический диплом обязателен, а юридический нет. В ФРГ деятельность патентного поверенного, как и адвокатов, не является предпринимательской и регулируется специальным законодательством. Соответственно, статус патентного поверенного относится только к частнопрактикующим специалистам. Патентоведы предприятий, институтов и других государственных и частных организаций, которые не занимаются частной практикой, статуса патентного поверенного не имеют. Практически все патентные поверенные работают в достаточно больших патентных или юридических фирмах. О фирмах с двумя-тремя патентными поверенными и тем более об индивидуально работающих патентных поверенных ничего не сообщалось. Членство в единой профессиональной организации для патентных поверенных обязательно. Страхование профессиональной ответственности тоже.
На вопрос, в каких еще европейских странах, кроме ФРГ, предусмотрено обязательное членство патентных поверенных в единой профессиональной организации, германские коллеги назвали три таких страны: Австрия, Венгрия и Польша. По информации, полученной Роспатентом, такое же положение существует в Китае, США, Южной Корее и Японии.
Что российские патентные поверенные могли бы позаимствовать из опыта германских коллег? Пожалуй, в настоящее время весьма немногое, и это объясняется неоднородностью состава представителей нашей профессии. Из примерно 1900 зарегистрированных российских патентных поверенных германским меркам отвечают менее половины. Попробуем разобраться с российскими особенностями.
Патентные поверенные: кто они?
Смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий.
Почти по М.Ю.Лермонтову
На 1 января 2018 г. в Реестре патентных поверенных Российской Федерации зарегистрирован 1941 патентный поверенный. Из них, по сведениям, которыми располагает Роспатент, исключены из числа действующих патентных поверенных Российской Федерации 35 человек1. Количественные данные, приведенные Роспатентом, не вполне достоверны. Выборочная проверка в реестре десятка фамилий коллег, выбывших из наших рядов за последние несколько лет, показала, что все эти фамилии остаются в списке действующих патентных поверенных. Выбывание патентных поверенных из реестра Роспатент своевременно не отслеживает.
1 Отчет о деятельности Роспатента за 2017 год// http://www.rupto.ru/content/uploadfiles/docs/ otchet_2017_ru.pdf
Распределение патентных поверенных по образовательному уровню и по организационно-правовым формам их деятельности в отчете за 2017 г. Роспатент не приводит, но общее представление по этой части можно получить из более раннего источника2.
2 Патентные поверенные Российской Федерации (аналитический обзор). Составитель О.Л.Алексеева. М.: ФИПС, 2000.
На начало 2000 г. из 678 патентных поверенных, зарегистрированных к тому времени, 79 (12,5%) поверенных технического образования не имели. При этом 35 из них были зарегистрированы по специализации «изобретения». Сейчас число патентных поверенных выросло втрое, но указанное процентное соотношение, по-видимому, осталось прежним.
С организационно-правовыми формами деятельности ситуация еще сложнее. Некоторая часть патентных поверенных, предлагающих свои услуги на рынке, фактически занимается предпринимательской деятельностью. Но примерно 20 человек из них совмещают статус поверенного со статусом адвоката, чья деятельность по закону не является предпринимательской. Другая часть коллег работает в штате предприятий и учреждений, не являющихся патентно-правовыми, и обслуживает только своего работодателя. Организация труда и управление трудом этой части патентных поверенных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Для этой категории специалистов представляется приемлемым термин «патентный советник» , предложенный В.А.Германом3.
3 Герман В.А. ИНТЕЛС: в авангарде прогресса//Патентный поверенный. 2018. № 1. С. 8.
Но разделением на предпринимателей, адвокатов и советников все многообразие оттенков нашей профессии отнюдь не исчерпывается. Следует упомянуть еще совмещающих статус патентного поверенного со статусом оценщика интеллектуальной собственности, также имеющего особенности правового регулирования деятельности. Определенная часть советников, с ведома или без ведома работодателя, оказывает профессиональные услуги и третьим лицам. При этом за пределами двух столиц и небольшого числа крупных городов такое совмещение деятельности оказывается вынужденным. В регионах с относительно небольшим числом промышленных предприятий частнопрактикующий патентный поверенный может оказаться недостаточно востребованным для полной занятости.
У патентных поверенных есть еще две небольшие, но реально существующие разновидности организационно-правовых отношений. Первая касается патентных поверенных, работающих в штате адвокатских бюро, но статуса адвоката не имеющих. Вторая относится к патентным поверенным, работающим в иностранных правовых фирмах и их филиалах на территории России. Наконец, часть патентных поверенных, обладая статусом, соответствующей деятельностью просто не занимается. Здесь уместно добавить, что более точным названием обсуждаемого закона было бы «Закон о деятельности патентных поверенных».
Такого разнообразия или, другими словами, такой путаницы германским коллегам и не снилось. Привести все это разнообразие хотя бы к приемлемым единым требованиям, организовать систематический обмен опытом, повышение квалификации под силу только саморегулируемой федеральной организации патентных поверенных.
Первая редакция закона «О патентных поверенных» готовилась в Роспатенте без участия самих патентных поверенных. Соответственно, действующий закон отражает односторонний взгляд патентного ведомства на функции патентного поверенного и сводит их только к взаимодействию с патентным ведомством. При этом само ведомство компетентно лишь в вопросах приобретения прав на объекты промышленной собственности. К распоряжению полученными правами и защите прав ведомство отношения почти не имеет. А вот патентные поверенные должны быть специалистами по всей триаде отношений: приобретение прав, распоряжение правами и защита прав.
Но подготовку и аттестацию патентных поверенных в настоящее время проводит Роспатент, также ориентируя кандидатов в патентные поверенные только на дальнейшее взаимодействие с патентным ведомством. Такое положение заметно расходится с потребностями практики и условиями работы патентных поверенных.
Что изменять, почему и как?
Концептуальные изменения в закон «О патентных поверенных» явно назрели. Общероссийское совещание патентных поверенных и специалистов патентных служб значительную часть времени уделило их обсуждению. Свое выступление на эту тему я условно разделил на три части: что изменять, почему изменять и как изменять.
Что изменять? Предлагаемых принципиальных (концептуальных) изменений всего три:
более широко определить сферу деятельности патентного поверенного, используя, например, следующее определение: «Деятельностью патентного поверенного является профессиональная помощь по вопросам, относящимся к приобретению прав, распоряжению правами и защите прав на объекты промышленной собственности»;
предусмотреть образование единой организации патентных поверенных с обязательным членством, которое следует установить только для частнопрактикующих патентных поверенных; патентные поверенные, работающие в штате предприятий и учреждений, не являющихся патентно-правовыми, могут входить в состав федеральной палаты по желанию;
предусмотреть передачу полномочий по аттестации и контролю за профессиональной деятельностью самим патентным поверенным.
Первое из предложенных изменений юридически закрепит положение, существующее фактически. Второе и третье предложения потребуют определенных организационных усилий и механизма их реализации.
Помимо включения в закон уже упомянутых изменений, стоит пересмотреть и сократить число специализаций патентного поверенного, как минимум изъяв из их перечня надуманные обособленные специализации по программам ЭВМ и наименованиям мест происхождения товаров. Первая из этих специализаций не имеет отношения к патентному праву и промышленной собственности. Вторая специализация нигде в мире, кроме России, обособленно не встречается и в связи с относительно незначительным числом охраняемых объектов везде включается в специализацию по товарным знакам. Роспатент предлагает ограничиться двумя специализациями. При этом для специализирующихся по изобретениям считает желательным указывать в реестре те области техники, в которых патентный поверенный считает себя специалистом.
Почему изменять? Одна из причин уже описана выше, но есть и другая весьма расплывчатые и неоднозначные представления о нормах профессиональной этики у разных представителей профессии. Известны случаи регистрации с целью перепродажи товарных знаков на имя патентных фирм, в том числе в отношении товаров и услуг, которыми такие фирмы не могут заниматься по закону или в соответствии с собственным уставом. Фамилии ряда патентных поверенных фигурируют в списке соавторов оформляемых ими заявок. Естественно, фигурируют они и в статусе стороны договоров уступки или лицензионных договоров, опирающихся на изобретения и полезные модели. Не является исключением реклама патентных услуг, содержащая некорректную, вводящую в заблуждение и просто хвастливую информацию и т.д. Кому-то из коллег нужно пересмотреть свои представления о профессиональной этике, а кому-то, возможно, не место в нашей профессии. И разобраться в этом под силу только единой организации.
Мнения о необходимости изменений разделились. Патентное ведомство и часть патентных поверенных считают изменения давно назревшими. Другая часть патентных поверенных никаких изменений не хочет, поскольку существующий закон «ничем не мешает» , а вносимые изменения неизбежно будут связаны с необходимостью менять что-то в своей практике, наложат какие-то ранее отсутствовавшие ограничения. Однако дальнейшее развитие института патентных поверенных с законом в существующей редакции просто невозможно.
Единая федеральная организация патентных поверенных, прописанная в законе, сможет обеспечить связность системы патентных отношений и взаимодействие в одной весовой категории с ее постоянными или периодическими участниками патентным ведомством, судебными инстанциями, антимонопольной службой, таможенными органами. Существующие сейчас общественные организации патентных поверенных (числом не менее полудюжины) объединяют всего около 20% зарегистрированных патентных поверенных. Согласовывать возникающие вопросы с каждой из существующих общественных организаций патентных поверенных в отдельности нереально.
Как изменять? А вот в этой части ясности практически никакой. Что-то готовит рабочая группа при Совете Федерации. Что-то обсуждается в Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных. Несуразно объемный проект изменений представляет МОО «Палата патентных поверенных». Идет ли речь об одном и том же проекте или их несколько? В заключительной части общероссийского совещания патентных поверенных и специалистов патентных служб центральный совет ВОИР взял на себя обязательство выяснить, что содержится в проекте, находящемся в Совете Федерации, ознакомить с его содержанием профессиональное сообщество и продолжить обсуждение темы.
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов» предусматривает наличие в концепции проекта закона основной идеи, цели и предмета правового регулирования, круга лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся. Также требуется общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Вот такой концепции профессиональное сообщество не видело.
Наконец, еще одно соображение по поводу разрабатываемого проекта изменений. Если бы в проекте были прописаны переходные положения (то есть как видится сам переход от сегодняшнего состояния к предлагаемым новациям), то и опасений, и протестов было бы намного меньше, а конкретные предложения в проекте были бы более продуманными. В частности, как будет происходить переход к двум специализациям от формально существующих сейчас пяти. Оговорка «формально» сделана не случайно. На момент появления закона в ныне действующей редакции в выданных патентным поверенным свидетельствах были указаны выбранные ими самими специализации и ограничения 54 разновидностей4. Переходные положения отсутствовали и тогда. То есть на руках продолжают оставаться свидетельства в их изначальном разнообразии.
4 Патентные поверенные Российской Федерации (аналитический обзор)/Составитель О.Л.Алексеева. М.: ФИПС, 2000.
Более важен вопрос о том, каким образом должна появиться федеральная палата не на бумаге, а в реальности. Например, в Законе о патентных поверенных Венгрии5 1995 г. соответствующее переходное положение изложено следующим образом:
5 Закон о патентных поверенных Венгрии//Патентный поверенный. 2005. № 4. С. 63.
«Статья 37
(1) В ходе учреждения Палаты патентных поверенных, согласно настоящему закону, президент Патентного ведомства Венгрии назначает по предложению общественной организации патентных поверенных и в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего закона временный президиум из семи патентных поверенных, входящих в список патентных поверенных; президиум выбирает из своих членов тайным голосованием временного президента и вице-президента.
(2) Временный президиум приглашает на учредительное собрание Палаты патентных поверенных всех патентных поверенных, входящих в список патентных поверенных, действующий на дату вступления в силу настоящего закона…
(3) Только приглашенные лица могут присутствовать на учредительном собрании, которое проводится в присутствии уполномоченного лица, осуществляющего контроль за соблюдением законности.
(4) …полномочия временного президиума прекращаются после оглашения результатов выборов».
Напоследок еще одна информация к размышлению для противников появления единой федеральной организации. Без такой организации любые дальнейшие изменения в патентном законодательстве (и не только в законе «О патентных поверенных») будут приниматься вообще без учета вашего мнения. Это самое мнение просто некому будет представлять. Существующие добровольные общественные объединения, как уже говорилось, многочисленны, но малопредставительны. Можно, конечно, потом критиковать принятые документы в профессиональной периодике. Но такая критика это размахивание кулаками после драки. Ее эффективность близка к нулю, а негативные последствия лучше предупреждать, чем потом с ними бороться.
Список литературы
1. Герман В.А. ИНТЕЛС: в авангарде прогресса//Патентный поверенный. 2018.
№ 1.
2. Закон о патентных поверенных Венгрии//Патентный поверенный. 2005. № 4.
3. Отчет о деятельности Роспатента за 2017 год//http://www.rupto.ru/content/uploadfiles/docs/otchet_2017_ru.pdf
4. Патентные поверенные Российской Федерации (аналитический обзор)/Составитель О.Л.Алексеева. М.: ФИПС, 2000.